Часы «1-го ГОСУДАРСТВЕННОГО ЧАСОВОГО ЗАВОДА» / «1-го ГОСУДАРСТВЕННГО ЧАСОВОГО ЗАВОДА имени С.М. Кирова» [1] (ноябрь 1930[2]г. – 1941[3] г.)
Часы с маркировкой на циферблате:
«ГОСТРЕСТ ТОЧМЕХ»
Период выпуска[5].
начало: ноябрь 1930[6] г.
окончание: 1933[7] г.
РАЗНОВИДНОСТИ:
*
Сборка 1-м Государственным часовым заводом часов из деталей производства фабрики Дюбер-Хемпден[8]
(ноябрь 1930[9] г. – июнь 1931[10] г.)
*
«Тип Д-Х»
Часы с механизмом «типа Дюбер-Хемпден»[11].
(июнь 1931[12] г. – 1933[13] г.)
*
[1] С 1935 года ПЕРВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД имени С.М. Кирова.
[2] Романов П. М.. «Детище первой пятилетки», Москва, Московский рабочий, 1985, стр. 58
[3] В первые месяцы Великой Отечественной войны часовые заводы были переведены в ведение Народного комиссариата минометного вооружения СССР (НКМВ). Первый Московский часовой завод стал называться заводом № 845 и в октябре 1941-го был эвакуирован в Златоуст. – Источник информации: https://polymus.ru/ru/museum/pros/research/enterprises/123594
[5] Период выпуска часов рассчитан по косвенным сведениям.
[6] Романов П. М.. «Детище первой пятилетки», Москва, Московский рабочий, 1985, стр. 58
[7] В 1933 году исходная конструкция механизма типа Дюбер-Хемпден, была подвергнута первой серьёзной переработке. Для фиксации заводного вала вместо пружинной муфты «сливе», был внедрён механизм ремонтуарного типа. В механизме появился винт фиксации заводного вала. Источник: Романов П. М.. «Детище первой пятилетки», Москва, Московский рабочий, 1985, стр.65
[8] В 1929 году, при покупке оборудования фабрики Дюбер-Хемпден, советской стороной были приобретены также полуфабрикаты и комплекты несобранных часов на сумму 135 тыс. $.
[9] Романов П. М.. «Детище первой пятилетки», Москва, Московский рабочий, 1985, стр. 58
[10] Запасы закупленных в США деталей, стали заканчиваться к июню 1931 года. Романов П. М.. «Детище первой пятилетки», Москва, Московский рабочий, 1985, стр. 60
[11] Механизмы «типа Дюбер-Хемпден», представляли собой точную копию механизмов фабрики Dueber-Hampden, на 15 и 7 камнях. В использовавшемся в качестве прототипа механизме американской фирмы Дюбер-Хемпден, фиксация заводного вала при переводе его из положения завода в положение перевода стрелок осуществлялось при помощи пружиной муфты «сливе». Внешне такой механизм отличается тем, что в нём отсутствует винт фиксации заводного вала. Другой характерной особенностью такого механизма является то, что шатоны закреплены с помощью винтов.
[12] Запасы закупленных в США деталей, стали заканчиваться к июню 1931 года. Романов П. М.. «Детище первой пятилетки», Москва, Московский рабочий, 1985, стр. 60
[13] В 1933 году исходная конструкция механизма типа Дюбер-Хемпден, была подвергнута первой серьёзной переработке. Для фиксации заводного вала вместо пружинной муфты «сливе», был внедрён механизм ремонтуарного типа. В механизме появился винт фиксации заводного вала. Источник: Романов П. М.. «Детище первой пятилетки», Москва, Московский рабочий, 1985, стр.65